Пропитание будущего

Роспотребнадзор представил план контроля рынка продовольствия до 2030 года

«Ъ» ознакомился с подготовленным по поручению президента Роспотребнадзором и другими ведомствами проектом новой перспективной системы контроля качества продовольствия. Возвращения обязательного ГОСТа не предполагается — в проекте «Стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года» предлагается создать единую информсистему отслеживания движения продовольственных товаров — от компонентов до готовой продукции — и ввести обязательную госрегистрацию основных видов пищевых добавок. В Роспотребнадзоре ссылаются на то, что на рынке постепенно появляются не только добавки из генно-модифицированного сырья, но и продукты нанотехнологий.

В России появится «Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года» — по данным «Ъ», 4 марта проект этого рамочного документа поступил в Минэкономики из Роспотребнадзора. Стратегию разрабатывают в рамках поручения Владимира Путина, которое он дал правительству летом 2015 года. Как отмечалось в поручении (см. «Ъ» от 24 июля), необходимо создать национальную систему управления качеством пищевой продукции, предусмотрев для этого единый подход к мониторингу и отслеживанию продукции в ходе производства. Это не первая попытка Белого дома заняться продовольствием — в 2012 году правительство утвердило основы политики в области здорового питания до 2020 года, действующие и сейчас. Источник в Роспотребнадзоре сообщил «Ъ», что итоговая версия стратегии может быть представлена в апреле.

Проект констатирует: надо «признать необходимость корректировки понятийного аппарата» в законодательстве о качестве пищевой продукции. В частности, предлагается «расширить список регламентируемых показателей» в системе технических регламентов на продукты питания и предусмотреть госрегистрацию пищевых добавок, ароматизаторов и заквасок (в том числе полученных с помощью генно-модифицированного сырья и нанотехнологий), а также «актуализировать» систему их допуска на рынок РФ. Высказана и идея «предусмотреть для отдельных видов пищевой продукции введение сортности и градаций качества в зависимости от используемого сырья». Сейчас разработанные методы контроля охватывают «более половины» пищевых добавок, на которые установлены регламенты применения, говорится в документе.

Напомним, в РФ действуют обязательные технические регламенты на основные виды продукции, пришедшие на смену советской системе Госстандарта. Актуальный список разрешенных пищевых добавок на территории Таможенного союза утвердила Евразийская экономическая комиссия в 2012 году, список использованных средств производители указывают на своей продукции. В Европейском союзе, отмечалось в докладе практики по вопросам торговли и конкурентоспособности Всемирного банка, действует та же система техрегламентов, вопросы сертификации определяются рынком, а специальные схемы контроля качества продуктов питания приняты для отдельных случаев. Например, они работают при контроле производства продовольственных товаров с защищенным наименованием места происхождения или для «органических» продуктов питания.

В России же «несовершенство правовых и организационных механизмов» приводит к тому, что «на рынке имеет место оборот продукции, не отвечающей потребностям большинства населения», констатируют авторы стратегии.

В мартовском докладе Роспотребнадзора отмечается, что суммарная калорийность рациона россиян увеличилась за последние десять лет, возросло содержание в нем жиров (с 31% до 36,3% при рекомендуемых 30%) и сахара (с 12% до 13,4% при рекомендуемых 10%). «Рост потребления жира и сахара увеличивает среди населения риск развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых и других заболеваний»,— говорится в докладе. Впрочем, сообщила вчера глава Роспотребнадзора Анна Попова, в целом объем недоброкачественной продукции в РФ не превышает 6% во всех сегментах продовольственного рынка.

Проект стратегии также предусматривает создание единой информационной системы, которая позволит проследить качество продукции «на протяжении всей пищевой цепи». Ее отсутствие в РФ «значимо» — вероятно, так заявляется в проекте основная цель долгосрочной стратегии. Предполагается, что система Роспотребнадзора через общегосударственную систему маркировки позволит определить происхождение продукции, отследить использование лекарственных препаратов, используемых при производстве, и идентифицировать организации, ответственные за каждый этап производства и обращения.

В проекте отмечается, что это произойдет с использованием «современных технологий маркировки» без конкретных указаний на технологические решения. Однако с апреля 2016 года запланирован сходный эксперимент на территории ЕАЭС — радиочастотными RFID-метками будут маркироваться меховые изделия,— и Белый дом в феврале настаивал на том, что эту систему нужно расширять, в том числе и на продовольственный рынок. Впрочем, все подобные системы обычно работают и без технических новаций, являясь дополнением соответствующих технических регламентов.

Аналогичная предлагаемой стратегии информсистема уже создается, напоминает Илья Лоевский из АНО Роскачество (исследует качество продуктов в торговле, создано в 2015 году по поручению Дмитрия Медведева). По его словам, Роскачество работает над мобильным приложением, с помощью которого можно будет отследить информацию, в том числе опубликованную им на rskrf.ru. В перспективе это позволит проследить качество «от поля до прилавка» и объединить данные, которые собирает Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Роскачество и другие ведомства и поставщики информации, говорит он.

Отраслевые объединения производителей пока рассматривают проект стратегии как потенциальный источник угроз своему бизнесу. Глава «Союзмолока» Андрей Даниленко отмечает, что предложения требуют «дополнительных обсуждений» — у ассоциации есть вопросы к документу. По мнению же главы исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, госведомства уже обладают достаточными полномочиями для контроля качества, а новое регулирование усилит нагрузку на бизнес. «Если мы хотим убить желание что-то производить, давайте дальше регулировать»,— иронизирует он. По данным «Ъ», основное недовольство производителей вызывает не столько стремление создать общую информсистему для контроля движения пищевых ингредиентов (она будет полезна и бизнесу), сколько ужесточение регистрации пищевых добавок. Тема сильно мифологизирована среди населения, и, очевидно, производители еды опасаются, что от многих заблуждений в этой сфере несвободны и чиновники Белого дома.

Софья Окунь

Источник: «Ъ»

 

 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *